Доброго времени суток! С вами на связи, Тимур Мустаев. Ваш фотоаппарат – сложный механизм, состоящий из микросхем и технических узлов. Но, читатели, чтобы понимать, как с ним работать, хотя бы общее его устройство нужно знать.
Есть еще одна важная причина необходимости более полной информации о собственной камере – это возможность проверить ее функции и состояние в магазине, непосредственно перед покупкой.
Напоминаю, что в одной из статей мы уже занимались проверкой фотокамеры, но те советы касались в целом всего фотоаппарата. Давайте еще раз повторим, на какие важные аспекты работы техники стоит обратить внимание. Это:
- Внешний вид (без царапин, пятен и т.д.);
- Корректная работа всех автоматических и ручных настроек;
- Точность и исправность фокусировки;
- Количество “битых” пикселей.
Сегодня будет представлен более конкретный разбор: как проверить объектив перед покупкой.
Первичный осмотр
Взяв объектив в руки, внимательно посмотрите на него с разных сторон. Нет ли царапин, потертостей? Клеммы могут многое рассказать о том, использовался ли объектив когда-либо.
Даже на новенькой оптике может быть пара царапинок – нестрашно. А вот целая дорожка из них считается четким показателем постоянных манипуляций с фотоаппаратом и объективом.
Вмятины и трещины свидетельствуют о том, что объектив роняли или сильно ударяли по нему. Даже активная тряска очень негативно сказывается на внутренних настройках. Дополнительно проверьте винты и крепления: деформации там появляются на тех экземплярах, которые уже побывали в ремонте.
Теперь обратите внимание на стекло. Под определенным углом к свету на нем (и за ним, внутри объектива) можно заметить ворсинки и пузырьки. Допускается малое их количество на технике. Маленькие царапины на передней линзе невредны для фотографии, в отличие от задней, которая ближе всего к матрице или пленке.
Внутри оптики всегда будет присутствовать пыль, защититься от нее полностью невозможно — так что не расстраивайтесь!
Настоятельно рекомендую не только окинуть взглядом ваше приобретение, но и активно все покрутить: все кольца должны хорошо вращаться, плавно, но не слишком свободно. И байонет на объективе (плюс внешняя вспышка и светофильтры), и объектив на камере должны крепиться на совесть.
Состояние электроники
Сюда относится проверка всех функций камеры. И чтобы это было проще и нагляднее сделать, сфотографируйте что-нибудь с разными настройками. Просмотрите меню, все режимы, включая ручной. В магазине не стоит стесняться спрашивать что-либо у консультанта и осуществлять самостоятельную проверку. Важно оценить качество работы:
- Диафрагмы;
- Выдержки;
- Светочувствительности (ISO);
- Баланса белого (ББ) и цветопередачи.
Эти основные показатели должны работать соответственно своему назначению. Так, диафрагменные лепестки должны открывать или закрывать отверстие объектива в зависимости от выставленного значения и влиять на видимость объектов в кадре.
Выдержка должна уметь замораживать движение и предметы в кадре, делая их резкими и четкими, или же размывать. Повышение или понижение ИСО должно оказывать влияние на освещенность кадра, а ББ правильно передавать цвета и оттенки реальности.
Тестирование фокусировки
Несомненно, фокусировка играет не последнюю роль в создании картинки высокого уровня. Фокусировка позволяет выделить нужный объект и сделать его максимально четким, при этом остальное может быть размытым и являться лишь фоном. И она должна работать правильно: именно та точка, область, куда попадает фокус, и должна быть в резкости, отчетливой и с различимыми деталями.
Можно говорить о двух типах смещенного фокуса, которые встречаются у фотоаппаратов. Бэк-фокус обозначает задний фокус, а фронт – передний. Следовательно, при наведении точки фокусировки на предмет, эта точка (или область) смещается и оказывается позади или спереди, но не на самом объекте. А раз изменился фокус, значит, стала совершенно иной глубина резкости.
Чтобы проверить этот параметр, нужно навести камеру на специальную мишень, имеющую шкалу. И сфотографировать ее на открытой диафрагме, стабилизатор выключен, а фотоаппарат ставится на штатив. Для точности оценки изображение лучше изучить в увеличенном масштабе на компьютере.
Различным объективам свойственны свои, большие или меньшие, погрешности фокуса. По шкале вы должны оценить, насколько делений объектив не попал в нужную точку.
Если в реальной съемке объект находится далеко, то иногда идеально точно сфокусироваться на него просто невозможно. И возникает, например, передний фокус, тогда главный герой фотографии становится если и не размытым, то не вполне четким при скрупулезном рассматривании.
В принципе, это нельзя назвать ошибкой, но бывают случаи более печальные, с серьезными отклонениями от нормы. Поэтому и авто, и ручной режим объектива на бэк (фронт) фокус проверяйте обязательно.
“Болезни” объектива
Объективы несовершенны. И в силу того что они не могут сравниться с устройством человеческого глаза, то обладают некими проблемами в восприятии. Чаще всего говорят о двух видах аберрации:
- геометрические;
- цветовые искажения на изображении.
В первом варианте прямые линии на итоговом кадре могут получиться вогнутыми и выпуклыми, что особенно характерно широкоугольным объективам.
В другом виде цвета подвергаются таким изменениям, что появляются некие сине-фиолетовые ореолы вокруг объектов с высоким контрастом.
Иногда дополнительно появляется эффект виньетирования, когда края кадра кажутся слегка затемненными. В силу слишком закрытой диафрагмы, на углы фотографии света попадает мало, отсюда эти участки будут темными по сравнению с остальными.
Проверить ”болезни” довольно просто. Не нужно искать какие-то специальные изображения, на обычных снимках все будет хорошо видно. Сфотографируйте здания, удаленные на определенное расстояние от вас. Вы заметите, что их стены не являются идеальными прямыми.
Кстати, из-за этого искажения не рекомендуется снимать лицо человека меньше, чем 50-75 мм фокусного расстояния, для сохранения пропорций.
Чтобы посмотреть хроматические аберрации, достаточно сделать кадр чего-либо на фоне яркого неба или другого источника света. Приблизите кадр и увидите цветное свечение объекта, которого на самом деле нет, оно лишь на фото.
Отдельная история касается ситуации, когда объектив покупается с рук, то есть б/у. Здесь все описанные пункты также обязательны к выполнению, проверка должна быть еще более тщательной, чтобы избежать в будущем неприятных сюрпризов. При этом придираться все же нужно в меру, ведь вы прекрасно понимаете, что оптикой уже пользовались, возможно, не один месяц и даже год.
Дополнительный совет
Серьезную помощь в защите вашего объектива от пыли, грязи, царапин и попадания большого количества солнечных лучей вам окажет специальный фильтр. Я лично почти сразу после покупки приобрел УФ-фильтр и не жалею. Он прозрачный, на цвета изображения никак не влияет, абсолютно не мешает. С ним моя оптика чувствует себя прекрасно и всегда чистенькая.
Продолжая данную тему, хочу вам посоветовать, отличный курс, который зарекомендовал себя среди фотографов. Он специально предназначен для новичков, для тех, кто только начинает осваивать основы фотографии. В нем собраны практические советы по настройке и использования зеркальной фототехники. Называется он «Моя первая ЗЕРКАЛКА».
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для приверженцев зеркального фотоаппарата CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для приверженцев зеркального фотоаппарата NIKON.
На этом говорю, до свидания. Всем пока! Заходите на мой блог, подписывайтесь и скоро вас ожидают новые интересные статьи!
Всех вам благ, Тимур Мустаев.