Здравствуйте! С вами на связи, Тимур Мустаев. Дорогие фотографы, вы знаете, что фотография означает светопись, и это, действительно, рисунок с помощью света. Освещение имеет невероятное значение. Умеете ли вы с ним работать? Знаете, какие варианты бывают? Если нет – моя статья вам пригодится.
Моя первая фотокамера
Супер Blender
Обо всем возможном освещении, конечно, рассказывать я сразу не буду – меня интересует контровой свет в фотографии. Скажем, этот вид не настолько популярен, но также используется и может быть очень выразительным. Он специфичен, сложен и используется далеко не всегда. Выделен такой свет в особую категорию неслучайно, в фото он имеет свое предназначение.
Схема света
Будет логичнее немного рассказать вообще о типах освещения, а затем раскрыть термин “контровой свет”. Конечно, мы не затронем такие общие условия съемки, как на улице и в помещении (и соответствующий свет). Но будем помнить о том, что световые лучи можно найти при любых обстоятельствах и будут они различны. Свет может располагаться под особым углом к объекту (или фотографу), в силу чего выделяют:
- Фронтальный, который стоит перед объектом и светит прямо на него.
- Боковой – соответственно, точно сбоку от объекта. Считается, одним из самых выигрышных. Пограничными являются скользящий вариант и диагональный (под углом в 45 градусов).
- Контровой. Располагается сзади модели и будто очерчивает ее контур. Подробнее о нем ниже.
Перечисленными видами все богатство световых решений не исчерпывается. Есть также рисующий, заполняющий, моделирующий, фоновой и некоторые другие. Но это уже совсем другая история, а точнее – классификация, и относится по большому счету к “науке” различного плана схем света.
Правильные и вообще возможные комбинации источников особенно нужно знать тем, кто работает в закрытом помещении с несколькими приборами. Обычно это специальные фотостудии. В них вы сами автор и творец, но в то же время вся ответственность тоже на вас, в отличие от более ограниченных условий освещения на улице в конкретный момент.
Контровой свет: понятие, принцип и условия работы
Медленно, но верно мы приближаемся к пониманию, что такое контражур. Тип света весьма противоречивый, таит в себе немало опасностей. Чаще всего он достаточно сильный, отчего возникает вероятность бликов, пересветов и чрезмерного затемнения главного объекта.
Хотя если вам важно подчеркнуть лишь форму или силуэт, то предмет или человек вполне может остаться в тени. Более того, начинающим фотографам советуют избегать ситуации, когда солнце или осветитель находится прямо перед вами и направлен в камеру (т.е. фактически контровой свет).
Ведь данный фактор может испортить объектив, не говоря о самом изображении. Но я не зря упомянул именно новичков, опытный фотолюбитель сможет любые условия обернуть в свою пользу и, к примеру, использовать дополнительный искусственный свет, набор отражателей для управления световым потоком.
Контровое освещение считается оптимальным вариантом, чтобы выделить в портретной съемке профиль человека, линии его фигуры, создать некий ангельский или же, наоборот, драматичный образ, то есть фото в контровом свете.
Но оно может быть не единственным источником. В так называемом контровом моделировании свет сзади также присутствует, но не является доминирующим. Он всего лишь направлен на какую-либо часть, допустим, на волосы человека, придавая прядям золотистый блеск и привлекая к ним внимание.
Конечно, такие непростые схемы удобнее разбирать в студии. Там вы можете поэкспериментировать и разместить контровик точно позади человека, чуть сбоку или сверху. Помните, что при приближении его к модели, световой пучок уменьшается в размерах, становясь одновременно интенсивнее.
Съемка в контровом свете
Пейзажисты любят использовать контражур. Даже нередко включают солнце в свои работы – смело и эффектно. Что стоит учесть при такой задумке?
- Во-первых, солнце выигрышно смотрится, располагаясь по правилу золотого сечения.
- Во-вторых, яркий источник можно прикрыть другим объектом (деревом, зданием и пр.) и расставить акцент на исходящих от него лучах.
- В-третьих, чтобы справить с таким динамическим диапазоном, можно приобрести серые, поляризационные фильтры.
- В-четвертых, съемка в raw поможет вам. Такой формат не только позволит вытянуть слишком темные объекты и разобраться с массой бликов, но и создать высококлассные hdr фотографии.
- В-пятых, внимательно работайте с экспозамером. В зависимости от того, на чем вы сфокусируетесь – светлых, средних по тону элементах и тех, что ближе к черному, такие параметры и будут определять результат.
Подумайте, с каким снимком будет работать впоследствии легче: с тем, где многие части недоэкспонированы, зато хорошо различим свет, или же наоборот? А может быть выбрать тот, что приведен к некой норме по свету и тени?
Хочу в конце сделать абзац, который обобщит вышесказанное. Исходя из понятия контрового света, его уместно использовать не во всех случаях. Это могут быть следующие обстоятельства, например:
- Необходимо сделать объемное изображение со светотеневым рисунком. Естественно, заднее освещение никак не поможет в этом, так как вы получите, можно сказать, прямо противоположное фото: плоский объект и отсутствие деталей.
- С контровиком появляются выраженные границы форм, высокий контраст. Если хочется сделать нежный, мягкий снимок, то выберите иное освещение для фотосессии.
- Неяркий источник света. Здесь также я бы не советовал делать снимок, по крайней мере с целью выделения силуэта, потому что получиться может что-то невнятное, возникнет ощущение недоделанности: ни объема, ни контура.
- Высокое качество фото. Контровой свет дает такую интенсивность, что переэкспонирование возникнет практически 100 процентно. С этим можно бороться в фоторедакторах, но возможности не безграничны. В большинстве коммерческих съемок, где важно представить товар выгодно и отчетливо, лучше придерживаться классики фотографии.
Вот и все, что я хотел вам рассказать. Надеюсь у вас сложились общие представления о контровом свете? Прежде чем попрощаться с вами, хочу посоветовать вам курс — Цифровая зеркалка для новичка 2.0 (у кого НИКОН) или Моя первая ЗЕРКАЛКА (КЭНОН). Очень понятный и простой в понимании видео курс. Завоевал доверие многих начинающих фотографов. Курс детально объяснит, что собой представляет зеркальный фотоаппарат и каковы его возможности.
Моя первая фотокамера
Супер Blender
До свидания, до скорых встреч! Статьи на актуальные темы появляются регулярно, и если вы подписаны на новости, то вам проще будет о них узнавать. Заходите на блог почаще и приглашайте друзей!
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
Я люблю использовать контровой свет. Особенно считаю необходим (конечно все по ситуации) использовать этот вид освещения при портретировании девушек с длинными красивыми волосами. Впрочем утренняя природа тоже очень выигрышно выглядит при таком освещении.