Что такое линейная перспектива в фотографии и как ее правильно использовать?

Добрый день! С вами на связи, Тимур Мустаев. Давайте вспомним, некоторые фотографии не поражают нашего воображения, они кажутся серыми и посредственными. А есть ряд иных изображений – тех, что делают фотографы, явно умеющие применять правила фотографии. Такое впечатление, будто фото живое, словно 3Д! Читайте внимательно дальше – о каком же простом, но действенном изобразительном приеме идет речь?

Линейность – что это?

Представьте две картинки: на одной тропинка, а вдоль нее ряд деревьев, на другой – протяженное шоссе. Что можно о них сказать, об их композиции?

Это два варианта демонстрации линейности, немного различных, но все же служащих единой цели – увлечь зрителя вглубь, подчеркнуть перспективу.

В первом случае мы имеем дело с удаляющимися ровными линиями. Второй случай – работа ритма, созданного схожими элементами.

Глядя на аналогичные изображения или же просто наблюдая за данной перспективой, существующей в реальности, мы можем заметить ее характерную особенность.

линейная перспектива

Это, конечно, касается прямых в кадре, обычно занимающих его большую часть: они идут сначала относительно параллельно, а потом начинают стремиться друг другу и в итоге сходятся в одной точке. Такова специфика восприятия глаз и, следовательно, так устроен фотоаппарат.

Имеется также пара свойств, которые присутствуют в любом фото с перспективой.

  • Во-первых, за счет увеличения расстояния происходит изменение размеров предметов: они становятся все меньше и меньше, чем дальше находятся.
  • Во-вторых, общей особенностью является неизбежное снижение четкости, контраста, яркости и насыщенности цветов по мере удаленности объектов.

Все сказанное совершенно справедливо для обычной, или прямой, линейности. Есть другая? Да. Ее мы видим в живописи – обратная линейная перспектива, когда логика нарушается, и художник рисует ближние предметы меленькими, а дальние — большими. Такой сюрреализм мы легко можем попробовать сделать в фотошопе!

Виды линейной перспективы

Если вдаваться в детали, линейная перспектива в фотографии может несколько различаться по виду:

  1. Центральная: располагается практически строго по середине фото и заполняет его большую часть. Точку объединения прямых мы четко видим, и она привлекает наше внимание, поэтому какой-либо объект или субъект в ней будет смотреться превосходно. Можно утверждать, что глубина изображенного пространства здесь максимальна. В то же время центральный вид считается наиболее предсказуемым.
  2. Боковая – чуть смещена в сторону.
  3. Крайняя: смещение всей перспективы и точки схождения линий к границе снимка.
  4. Прерванная создает несильное ощущение объема, так как прямые продолжаются и заканчиваются где-то за кадром. Нам доступен для наблюдения лишь определенный их отрезок. Здесь рекомендуется использовать дополнительные техники усиления иллюзии глубины.

линейная перспектива на фотографии



Помните, что линейность хороша в меру и должна быть адекватна ситуации, не нужно ее лепить на все фотографии.

Удачными примерами могут быть дороги и рельсы, улицы и заборы, колонны с арками, мосты, уходящие вдаль. Я описал всего лишь один прием, который берется для увеличения выразительности фото через создания объема и подчеркивание масштаба.

Сочетайте его с другими, которые я уже успел обозначить в статье “Перспектива в фотографии”, а также с теми, что вы прочтете чуть ниже.

Специальные техники помогут сделать снимки разнообразнее, привлекая к ним зрительскую аудиторию.

Немного о построении кадра

Данная перспектива является моей любимой! Возможно, потому что она доступна, ведь ее можно найти почти везде, лишь нужно уметь замечать.

линейная перспектива на изображении

Говоря в целом, вся геометрия пространства может быть очень занимательна. Вот, что можно увидеть в окружении, помимо сходящихся прямых:

  • Линейный строй. Сюда входят всевозможные типы линий, которые встречаются в природе и, соответственно, задают различный тон. Наиболее динамичные и активные из них – кривые, волны и зигзаги. Но с ними нужно быть осторожнее, ведь, допустим, если волнистые создают покой и мягкость, то зигзагообразные могут быть слишком резкими и вызывать беспокойные чувства. Самыми же предсказуемыми считаются прямые.
  • Векторы составляют отдельную категорию. Они имеют большое значение, так как направляют и в целом управляют взглядом смотрящего, создают движение. Пример: та же дорога, изогнутая ветка дерева и прочие естественные и искусственные элементы среды.
  • Формы, образующиеся при определенном расположении предметов в кадре и их мысленном соединении. Подойдут самые разные варианты – треугольники, квадраты, овалы и т.д. Каждый из них создает особое настроение и посыл.
  • Текстура сама по себе может быть главным объектом фотографа, например, необычный рельеф здания; узор-абстракция, занимающая всю фотографию. Или составлять только часть картинки.

На этом у меня все. На сегодня буду с вами прощаться. Всегда рад старым друзьям и новым посетителям на моем блоге! Заходите, подписывайтесь, делитесь.

Всем вам благ, Тимур Мустаев.

Оцените статью:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Этой статьёй стоит поделиться:

Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, обработку персональных
данных и принимаю политику конфиденциальности

Вам так же может быть интересно:

эффект боке в фотографии

Добрый день, читатели моего блога! С вами на связи, Тимур Мустаев. Начался новый день, и я снова предлагаю вам пополнить знания по фотографии. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое боке в фотографии. Этот стиль создан для творческих личностей, фотографов, которые не просто разбираются в своей фотоаппаратуре, но и готовы...

Что такое экспонометр

Здравствуйте! С вами на связи, Тимур Мустаев. Друзья, как часто у вас возникали проблемы с экспозицией? Думаю, у всех бывало. И нередко из-за этого был упущен отличный кадр! Помимо композиции, экспопараметры – наш хлеб насущный. Обязательно для фотографа знать их специфику и уметь работать с ними. Думаете, у меня возникают сложности с...

Экспокоррекция в фотографии

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога! На связи, Тимур Мустаев. Один из главных вопросов фотолюбителей: как достичь нужной экспозиции фото при таком многообразии внешних условий? Да, подчас приспособиться непросто. Возможности конкретной фотокамеры тоже не безграничны. Так что же делать, если потом не хочется возиться с изображением в фотошопе, осветляя его или, наоборот, делая...

фризлайт как рисовать светом

Всем привет! С вами на связи, Тимур Мустаев. У творческих людей постоянно случаются периоды и взлета, когда вы вдохновлены и полны идей, и падения, когда ничего не радует, снижается настроение. Если у Вас сейчас этап под номером 2 или просто захотели попробовать что-то новое, предлагаю свою статью о фризлайте! Фотографу он помогает...

комментария 2

  1. Олеся
    Ответить

    Мне очень нравится фотографии сделанные в линейной перспективе. Я сама часто использую этот прием при съемке. Такие фотографии выглядят живыми, увлекают за собой вдаль, в них есть какая-то бесконечность. Конечно же не всегда использование этого приема оправдано. Мне очень нравится его использовать при съемке зданий и природы.

  2. Вика
    Ответить

    Люблю работать в фотошопе и часто прибегаю к инструменту Перспектива. Фотография сразу приобретает новое звучание, можно сместить акцент на тот или иной предмет. Спасибо за подробное описание, нужно будет попробовать применить разные виды линейной перспективы.

Оставить комментарий:

Внимание: все отзывы проходят премодерацию.

Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности
Вверх