Добрый день! С вами на связи, Тимур Мустаев. Давайте вспомним, некоторые фотографии не поражают нашего воображения, они кажутся серыми и посредственными. А есть ряд иных изображений – тех, что делают фотографы, явно умеющие применять правила фотографии. Такое впечатление, будто фото живое, словно 3Д! Читайте внимательно дальше – о каком же простом, но действенном изобразительном приеме идет речь?
Моя первая фотокамера
Супер Blender
Линейность – что это?
Представьте две картинки: на одной тропинка, а вдоль нее ряд деревьев, на другой – протяженное шоссе. Что можно о них сказать, об их композиции?
Это два варианта демонстрации линейности, немного различных, но все же служащих единой цели – увлечь зрителя вглубь, подчеркнуть перспективу.
В первом случае мы имеем дело с удаляющимися ровными линиями. Второй случай – работа ритма, созданного схожими элементами.
Глядя на аналогичные изображения или же просто наблюдая за данной перспективой, существующей в реальности, мы можем заметить ее характерную особенность.
Это, конечно, касается прямых в кадре, обычно занимающих его большую часть: они идут сначала относительно параллельно, а потом начинают стремиться друг другу и в итоге сходятся в одной точке. Такова специфика восприятия глаз и, следовательно, так устроен фотоаппарат.
Имеется также пара свойств, которые присутствуют в любом фото с перспективой.
- Во-первых, за счет увеличения расстояния происходит изменение размеров предметов: они становятся все меньше и меньше, чем дальше находятся.
- Во-вторых, общей особенностью является неизбежное снижение четкости, контраста, яркости и насыщенности цветов по мере удаленности объектов.
Все сказанное совершенно справедливо для обычной, или прямой, линейности. Есть другая? Да. Ее мы видим в живописи – обратная линейная перспектива, когда логика нарушается, и художник рисует ближние предметы меленькими, а дальние — большими. Такой сюрреализм мы легко можем попробовать сделать в фотошопе!
Виды линейной перспективы
Если вдаваться в детали, линейная перспектива в фотографии может несколько различаться по виду:
- Центральная: располагается практически строго по середине фото и заполняет его большую часть. Точку объединения прямых мы четко видим, и она привлекает наше внимание, поэтому какой-либо объект или субъект в ней будет смотреться превосходно. Можно утверждать, что глубина изображенного пространства здесь максимальна. В то же время центральный вид считается наиболее предсказуемым.
- Боковая – чуть смещена в сторону.
- Крайняя: смещение всей перспективы и точки схождения линий к границе снимка.
- Прерванная создает несильное ощущение объема, так как прямые продолжаются и заканчиваются где-то за кадром. Нам доступен для наблюдения лишь определенный их отрезок. Здесь рекомендуется использовать дополнительные техники усиления иллюзии глубины.
Помните, что линейность хороша в меру и должна быть адекватна ситуации, не нужно ее лепить на все фотографии.
Удачными примерами могут быть дороги и рельсы, улицы и заборы, колонны с арками, мосты, уходящие вдаль. Я описал всего лишь один прием, который берется для увеличения выразительности фото через создания объема и подчеркивание масштаба.
Сочетайте его с другими, которые я уже успел обозначить в статье “Перспектива в фотографии”, а также с теми, что вы прочтете чуть ниже.
Специальные техники помогут сделать снимки разнообразнее, привлекая к ним зрительскую аудиторию.
Немного о построении кадра
Данная перспектива является моей любимой! Возможно, потому что она доступна, ведь ее можно найти почти везде, лишь нужно уметь замечать.
Говоря в целом, вся геометрия пространства может быть очень занимательна. Вот, что можно увидеть в окружении, помимо сходящихся прямых:
- Линейный строй. Сюда входят всевозможные типы линий, которые встречаются в природе и, соответственно, задают различный тон. Наиболее динамичные и активные из них – кривые, волны и зигзаги. Но с ними нужно быть осторожнее, ведь, допустим, если волнистые создают покой и мягкость, то зигзагообразные могут быть слишком резкими и вызывать беспокойные чувства. Самыми же предсказуемыми считаются прямые.
- Векторы составляют отдельную категорию. Они имеют большое значение, так как направляют и в целом управляют взглядом смотрящего, создают движение. Пример: та же дорога, изогнутая ветка дерева и прочие естественные и искусственные элементы среды.
- Формы, образующиеся при определенном расположении предметов в кадре и их мысленном соединении. Подойдут самые разные варианты – треугольники, квадраты, овалы и т.д. Каждый из них создает особое настроение и посыл.
- Текстура сама по себе может быть главным объектом фотографа, например, необычный рельеф здания; узор-абстракция, занимающая всю фотографию. Или составлять только часть картинки.
Хотите делать изумительные фотографии со своей зеркалки? Рекомендую вам видеокурс, который научит вас использовать зеркальный фотоаппарат по назначению. Вы научитесь делать изумительные фотографии о которых всегда мечтали.
Моя первая фотокамера
Супер Blender
На этом у меня все. На сегодня буду с вами прощаться. Всегда рад старым друзьям и новым посетителям на моем блоге! Заходите, подписывайтесь, делитесь.
Всем вам благ, Тимур Мустаев.
Мне очень нравится фотографии сделанные в линейной перспективе. Я сама часто использую этот прием при съемке. Такие фотографии выглядят живыми, увлекают за собой вдаль, в них есть какая-то бесконечность. Конечно же не всегда использование этого приема оправдано. Мне очень нравится его использовать при съемке зданий и природы.
Люблю работать в фотошопе и часто прибегаю к инструменту Перспектива. Фотография сразу приобретает новое звучание, можно сместить акцент на тот или иной предмет. Спасибо за подробное описание, нужно будет попробовать применить разные виды линейной перспективы.