Основные правила композиции, без которых получить красивую фотографию невозможно

Здравствуйте, дорогие мои читатели. С вами на связи, Тимур Мустаев. На повестке дня важные вопросы: задумываетесь ли вы при фотографировании, как внутри кадра расположены элементы, не захвачено ли что-то лишнее? А главный объект достаточно заметен для стороннего зрителя? Что вы хотели сказать своим фото?

Для фотографа понимать, где, как и зачем в фотографии он использует определенный прием, просто необходимо. Если вы можете сами для себя ответить на эти и подобные вопросы, значит вы освоили основные правила композиции в фотографии. Их мы и обсудим в данной статье.

Немного отступлю от темы. Сегодня решил сам поменять масло на своей машине. Подумал, а что сложного, вроде все понятно, да и необходимые инструменты имеются и руки вроде растут из нужного места. Для первого раза замены масла самостоятельно, вроде все прошло на ура. Никаких проблем по замене не возникло.

До этого, прочитал кучу информации, какое масло лучше. Одни хвалят одно масло, другие – другое. Остановился я на Shell Helix Ultra Extra 5W-30, синтетическое масло. Очень надеюсь, что не ошибся! А вы какое масло заливаете? Может что-то подскажите?

И так, продолжим, по теме.

Понятие фотокомпозиции

Прежде чем говорить обо всех нюансах фотокомпозиции, следует определить, что же такое сама композиция? Композиция с латинского языка переводится как “сочинение”. Она, как и многие фотографические приемы, пришли к нам из живописи.

Итак, композиция в широком смысле – это расположение и соотношение частей определенного творения, реализованной автором задумки.

Применительно к фотографии это, соответственно, взаимоотношение ее элементов, то есть предметов в натюрморте, объектов пейзажа, людей и необходимых деталей в портрете и т.д. Целью любой фотокомпозиции является передача смысла изображения, донесение до зрителя сюжета.

 

линия горизонта

Помните, оказать эстетическое воздействие на смотрящего – дело важное, но вторичное по значимости. Если ваше фото понято читателями, оценено ими и, более того, заинтересовало, то только тогда оно приобретет свою ценность. Снимать для себя и родных тоже можно, но вот получение отклика от незнакомых людей возводит фотографа до уровня профессионала.

В любой композиции есть визуальные признаки или детали, составляющие ее структуру. Зная их, проще выбрать отличный вид или создать его.

  • Цвет и тон снимка.
  • Разнообразие форм.
  • Линии: прямые, волнистые и зигзаги.
  • Объем, фактура объектов.
  • Свет и тень, создаваемый ими рисунок.
  • Перспектива – ощущение глубины.
  • Точка съемки – то, откуда вы обычно снимаете (на уровне глаз человека, с высоты птичьего полета и т.д.)
  • Формат и тип кадра: горизонтальный или вертикальный, стандартный прямоугольный или квадратный.

птица

Таким образом, требования к фотографии могут быть как объективными, например, техническая сторона, использование выразительных средств, так и субъективными – его смысл, художественность, эстетика и т.д. И все это нужно гармонично учитывать в вашем снимке.

Принципы фотокомпозиции

Несмотря на то, что в восприятии одного изображения, мнения людей могут не совпасть, все же есть некие правила. Их соблюдение не гарантирует вам получение шедевра, но может значительно приблизить к его созданию.

Фотография – это не только творчество, но и ремесло, где есть конкретные общие принципы, и их знание необходимо. Итак, каковы же нормы при создании композиции в фотографии? Всего можно выделить 12 основных моментов. Только не совмещайте это все в одном снимке!

По факту, вы учтете правила, а на самом деле внесете в фото хаос. Расставляйте конкретные акценты и отбирайте подходящие способы изображения и выражения идеи.


style="display:inline-block;width:580px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-2001113425232777"
data-ad-slot="4495127640">

  1. Золотое сечение – главное правило правильной композиции. Иначе его называют правилом третей. Оно представляет собой мысленное проведение нескольких горизонтальных и вертикальных линий, которые создают сетку. Прямые пересекаются в определенных местах – самых активных точках фотографии. Достаточно заполнить 2-3 главные точки, чтобы картинка стала более привлекательной. Например, в них можно разместить человека, важный участок пейзажа и прочее.
  2. Формат фотографии. Бывает он вертикальный и горизонтальный. Первый выбирают в случае съемки предмета, вытянутого вверх (дерево, бутылка, стоящий человек), а второй, если сюжет протяжен в пространстве влево или вправо (большинство пейзажных снимков). Также чаще горизонтально кадрируют движущиеся объекты, то есть едущие машины, велосипеды, идущих людей, летящих птиц и насекомых.
  3. Линейный строй. В кадре почти всегда присутствуют некоторые линии в разном виде – дорога, забор, например. Они прекрасно уравновешивают композицию, а также направляют взгляд зрителя в нужную часть кадра. Это весьма эффективный способ, который позволяет управлять восприятием снимка. Полезно использовать диагонали, именно они придают кадру большую динамичность и активность.
  4. Перспектива. Она может появиться благодаря линейному строю, уходящему вдаль или даже за пределы снимка, ритмике повторяющихся предметов на фотографии, наличию нескольких планов.
  5. Равновесие. Фотографии бывают уравновешенными или нет. Первый вариант смотрится более гармонично, нежели второй, но неуравновешенные композиции тоже могут существовать в определенных случаях. Суть равновесия в таком расположении элементов на картинке, что ни одна из сторон не является более “тяжелой” и перегруженной, чем другая.
  6. Свободное пространство. При съемке движения спереди объектов принято оставлять определенное, ничем и никем не занятое место. Сзади же этого места должно быть меньше, так как объект идет вперед, тем самым показывая свой путь. Растет динамика в таком изображении. Данное правило работает и в портрете: в ту сторону, куда направлен взгляд человека, там и будет уместно сделать пустое пространство.
  7. Обрамление. Ветки, окна и арки, искусственное боке прекрасно выделяют объект, особенно если он сам не слишком ярок или необычен.
  8. Симметрия. Она часто в кадре выигрышно смотрится, потому что олицетворяет покой. Чтобы ее создать, нужно расположить объект в кадре по центру. При этом не все объекты подойдут для такой съемки, лишь те, что имеют одинаковый верх и низ или правую и левую части.
  9. Выделение главного объекта контрастом. Обычно контраст используется в цветах снимка, когда вы берете противоположные оттенки типа синего и желтого, белого и черного. Но иногда контраст касается и сюжета. Уж поверьте, вы точно привлечете внимание зрителя, если поместите свой объект в неподходящие ему условия. Есть достойные примеры: ребенок, играющий посреди развалин, и т.д.
  10. Ракурс точки съемки. Выбирайте завышенную или заниженную точку фотографирования – выше или ниже привычного уровня глаз – для необычных композиций.
  11. Ритм предметов – простой прием, делающий снимок более интересным. Он способен создавать порядок и при этом необязательно смотреться статично и скучно.
  12. Линия горизонта – последнее, но одно из важнейших правил. Суть в том, чтобы оставлять больше места там, где находится крупный и значимый объект, где большая активность. Особенно это значимо для пейзажа: когда вы снимаете красивое закатное небо или необычные облака, логичным будет оставить пространство именно вверху кадра; если что-то интересное находится на земле или воде, то этому участку должно быть отдано около 2/3 кадра. Дополнительно стоит обращать внимание на саму линию горизонта – она должна быть ровной. Заваленная линия в какую-либо сторону даже глазу непрофессионала будет заметна, и это может испортить впечатление от снимка.

правило третей

Перечисленные нормы возникли не просто так. Все исключительно для того, чтобы улучшить снимок, создать красивую картинку. И основано на особенностях зрительного воздействия, поэтому соблюдения этих правил, крайне желательно.

Начните фотографировать, применяя вышеперечисленные правила, и вы сами увидите, как ваши фотографии наполняются глубиной и смыслом.

Если вас интересует, более детальная информация по данному вопросу. Вы хотите разобраться, как получить интересные фотографии, такие, которые делают профессионалы, ответ мой будет прост, ознакомьтесь с видео курсом «Цифровая зеркалка для новичка 2.0». В нем собраны все интересующие вас вопросы по фотографированию и настройки фотоаппарата. Шикарный курс, который получил большое признание среди фотографов.

На этой ноте, я буду заканчивать свою статью. Очень надеюсь, что она вам очень пригодилась, и узнали что-то новое. До скорой встречи, читатели, не прощаюсь! Буду рад видеть вас и ваших друзей у меня на блоге. Обязательно посещайте мой блог и для удобства подписывайтесь на него.

Мой блог есть и социальных сетях, вступайте в группу. Делитесь статьей.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Оцените статью:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Этой статьёй стоит поделиться:

Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, обработку персональных
данных и принимаю политику конфиденциальности

Вам так же может быть интересно:

эффект боке в фотографии

Добрый день, читатели моего блога! С вами на связи, Тимур Мустаев. Начался новый день, и я снова предлагаю вам пополнить знания по фотографии. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое боке в фотографии. Этот стиль создан для творческих личностей, фотографов, которые не просто разбираются в своей фотоаппаратуре, но и готовы...

Что такое экспонометр

Здравствуйте! С вами на связи, Тимур Мустаев. Друзья, как часто у вас возникали проблемы с экспозицией? Думаю, у всех бывало. И нередко из-за этого был упущен отличный кадр! Помимо композиции, экспопараметры – наш хлеб насущный. Обязательно для фотографа знать их специфику и уметь работать с ними. Думаете, у меня возникают сложности с...

Экспокоррекция в фотографии

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога! На связи, Тимур Мустаев. Один из главных вопросов фотолюбителей: как достичь нужной экспозиции фото при таком многообразии внешних условий? Да, подчас приспособиться непросто. Возможности конкретной фотокамеры тоже не безграничны. Так что же делать, если потом не хочется возиться с изображением в фотошопе, осветляя его или, наоборот, делая...

фризлайт как рисовать светом

Всем привет! С вами на связи, Тимур Мустаев. У творческих людей постоянно случаются периоды и взлета, когда вы вдохновлены и полны идей, и падения, когда ничего не радует, снижается настроение. Если у Вас сейчас этап под номером 2 или просто захотели попробовать что-то новое, предлагаю свою статью о фризлайте! Фотографу он помогает...

комментария 2

  1. Татьяна
    Ответить

    Тимур, вот про заваленный горизонт часто говорят, но не всегда было понятно, что это имелось ввиду) В принципе сейчас и самому можно научиться качественно снимать, если есть терпение и желание.

    • Тимур Мустаев
      Ответить

      Конечно, сможет любой. Главное знать основы, без которых, качественно ничего не получится, именно той задумки, которую хочется получить. Я всем говорю, начинайте с инструкции к своему фотоаппарату, там есть основа! [:)]

Оставить комментарий:

Внимание: все отзывы проходят премодерацию.

Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности
Вверх